Центр Города Санкт-Петербурга
Главный проспект Петербурга, Невский, был бы в два раза длиннее, если бы строители, начавшие строительство с двух концов, не разминулись в середине. Нынешний Староневский — свидетельство того конфуза.
Большая часть населения в это время проживает на Адмиралтейском острове, в отдельных местах застройка достигает нынешней Садовой улицы. Однако Петр принимает решение начать строительство города заново ― на Васильевском острове. Тогда же возникает план обширной сети каналов, рассекающих остров на равные кварталы. Но и эта затея не удалась: застройка пошла настолько медленно, что в 1719-м государство обязало всех дворян, имевших больше 40 крестьянских дворов, переехать на Васильевский остров (самым бедным предлагалось строиться вскладчину). В результате автор проекта, архитектор Трезини, вынужден был констатировать: большинство домов в этом районе ― декорации без перекрытий и внутреннего убранства.
Долгое время в Петербурге господствовала «типовая застройка»: Доменико Трезини разработал стандартные проекты зданий для представителей каждого из сословий (от дворян до «подлого люда»), причем дешевые деревянные дома полагалось расписывать под кирпич.
После смерти Петра в 1725 году этот грандиозный проект пришлось свернуть. Но наследники последовательно завершили другие начинания: здание Двенадцати коллегий, Кунсткамеру и Гостиный двор. Некоторые проекты были окончены уже в наши дни. В 2012-м открылся после реконструкции Летний сад, доведенный до соответствия изначальным планам. Остается главное ― план первого регулярного города, расчерченного, как по линейке, в котором фасады домов вопреки традиции выходили на улицу, а неприглядные службы прятали во дворы.
В Александровском парке создается бронзовая копия исторического центра. Уже были случаи, когда играющие дети застревали под аркой Генерального штаба.
К середине XVIII века Петербург значительно уплотнился, но шлагбаум, официально обозначающий его пределы, еще стоял на Аничковом мосту, а Шереметьевский дворец (будущий Фонтанный дом Анны Ахматовой) строился как загородная резиденция. Главным городским стилем стало барокко, а архитектурными доминантами ― Зимний дворец (пятый по счету) и Смольный собор.
Второе рождение город пережил в первой половине XIX века. Именно в это время складывается образ блистательной столицы. Заканчивается строительство Биржи на стрелке Васильевского острова (архитектора Тома де Томона будут бесконечно уличать в эпигонстве, но копия многочисленных европейских проектов оказалась гораздо величественнее оригиналов). Складываются ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей. Через 40 лет после закладки открывают Исаакиевский собор. На Черной речке стреляются поэты, на Павловском вокзале играет Иоганн Штраус, великосветские дамы по всему городу преследуют Александра Дюма, молодой офицер Лев Толстой дразнит Тургенева «барышней» и портит редакционные диваны кавалерийскими шпорами.
Знаменитые кони Клодта, украшающие Аничков мост на Невском проспекте, были «визиткой» Николая I. Сначала он подарил две статуи королю Пруссии, а изготовленные им на замену копии отправились уже королю Неаполя. Наконец, Клодт изготовил еще одну группу — и она заняла предназначенное место через десять лет после открытия моста.
К этому времени исторический Петербург уже можно зафиксировать на карте: это восточная часть Васильевского острова, наконец обжитого, пусть и без каналов, Петроградская сторона и земли по левому берегу Невы, ограниченные Обводным каналом. Столетиями складывавшееся разделение на элитные районы городских особняков (на старейшем Адмиралтейском острове) и городские трущобы (вроде заводских окраин Петроградской стороны) было основательно перепутано советской властью, и до сих пор в роскошных домах можно найти ветхие коммунальные квартиры.